Ювелирные шедевры Сальвадора Дали

Ювелирные шедевры Сальвадора Дали

Сальвадор Дали прожил яркую и порой эпатажную жизнь. Многие его поступки вызывают противоречивые чувства. Особенно это касается поведения Сальвадора Дали в отношении его близких людей.

Тем не менее, творческая звезда Сальвадора Дали взошла высоко, и он стал признанным гением. «Сюрреализм — это я!» – говорил Дали.

В 1929 году Сальвадор Дали впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дьяконову). Хотя Гала была старше Сальвадора на 10 лет, они полюбили друг друга. Сальвадор Дали и Гала официально зарегистрировали свой брак в 1932 году, но религиозная церемония бракосочетания состоялась на двадцать шесть лет позже, в 1958 году.

Вместе с младшей сестрой Сальвадора Дали, Гала стала главной женской моделью в его творчестве, живой легендой в искусстве, а также иконой сюрреализма. Также Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа. Она смогла заставить творчество Дали приносить значительный финансовый доход.

В настоящее время в городе Фигерас находится театр-музей Сальвадора Дали. Официальное открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года. Театр-музей Сальвадора Дали – это архитектурный комплекс, в который вошло здание старого городского театра, позже к нему был присоединен соседний дом Горгот, также в этот комплекс вошла башня, известная как башня Галатея, и еще фрагмент средневековых стен города.

Жена художника Гала умерла в 1982 году. Сам Сальвадор Дали умер через семь лет, 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея. Все свои произведения Сальвадор Дали завещал Испании.

Гала была похоронена в замке, купленном для нее Сальвадором Дали в маленьком поселке Пуболь.

Первые 22 ювелирных изделия Сальвадора Дали приобрел американский миллионер Cummins Catherwood. В 1958 году обладателем этой ювелирной коллекции стал американский фонд Owen Cheatham Foundation, который выкупил эти и последующие ювелирные творения Дали.

Многие ювелирные проекты Сальвадора Дали осуществились с появлением в его жизни ювелира по имени Carlos Alemany. Уроженец Буэнос-Айреса Carlos Alemany в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке и, познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Они сотрудничали до 1971 года.

К 1970 году Сальвадор Дали придумал 39 эскизов. Carlos Alemany в сотрудничестве с другими талантливыми ювелирами создал 37 ювелирных украшений, которые стали частью постоянной экспозиции Виргинского музея изобразительных искусств в Ричмонде.

В 1981 году сюрреалистические ювелирные украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям — трем юридическим лицам из Японии. Один из этих покупателей стал инициатором возвращения ювелирных изделий в Испанию.

После смерти художника фонд «Гала – Сальвадор Дали» приобрел здание, примыкающее к башне Галатея. Сейчас именно здесь находится музейный зал, в котором с 2001 года хранится ювелирная коллекция Сальвадора Дали. В 1999 году Фонд «Гала — Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию за 5,5 миллионов евро.

Всего 39 украшений (два изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), можно увидеть в городе Фигерас в постоянном выставочном зале. Этот выставочный зал расположен в специально приобретенном здании старинного постоялого двора «Фонда Кондаль», ранее служившим антикварным магазином и примыкающим к Башне Галатея Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе.

«Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон», – заявлял при жизни Сальвадор Дали.

Здесь в городе Фигерас собраны ювелирные произведения из жемчуга, рубинов, сапфиров, золота и бриллиантов. «Бесполезность – первое условие роскоши!» – говорил Сальвадор Дали.

С. Дали, К. Алемани, «Глаз времени», платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм, 1949 г.

С. Дали, «Рубиновые губы», рубины, жемчуг, 1949 г.

С. Дали, К. Алемани, «Рука в форме листа», золото, изумруд, рубины, 1949 г.

С. Дали, К. Алемани, брошь «Сердце из медовых сот», золото, бриллианты, рубины, 1949 г.

С. Дали, К. Алемани, «Сердце граната», золото, бриллианты, рубины, 1949 г.

С. Дали, К. Алемани.

С. Дали, К. Алемани, «Паук ночи», 1962 г.

С. Дали, К. Алемани, «Дафна», 1967 г.

С. Дали, К. Алемани, «Виноград бессмертия», золото, аметисты, изумруды, дымчатый кварц, 1970 г.

«Украшенные драгоценностями работы созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполнят своего предназначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом. Его взгляд, его сердце, его ум, сливающиеся воедино, и с большим или меньшим пониманием улавливающие намерение создателя, дают им жизнь», – утверждал Сальвадор Дали.

По замыслу Дали, золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы переставали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, а превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы в творчестве Дали.

С. Дали, К. Алемани, ожерелье «Древо жизни», 1949 г.

С. Дали, К. Алемани, ожерелье «Падший ангел» с движущимся механизмом.

С. Дали, К. Алемани, ожерелье с переплетенными конечностями («Хореографическое ожерелье»), золото, бриллианты, аметист, сапфир, 1964 г.

С. Дали, К. Алемани, «Живой цветок», золото, бриллианты, малахитовая основа, 1959 г.

В этом удивительном изделии руки-лепестки движутся, цветок раскрывается и закрывается. Механизм, который приводит в движение лепестки, размещен в малахитовом блоке. Благодаря оправе «pave» (дорожка) создается иллюзия, будто вся поверхность обода, изящно очерчивающего глаз, покрыта бриллиантами. Этот принцип крепления бриллиантов напоминает технику мощения дорог: маленькие круглые камни расположены в углублениях «дорожки».

«Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть – дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху Возрождения», – говорил Сальвадор Дали.

«Я осознавал связь между временем и пространством с детства. Однако мое изобретение „мягких часов“ — вначале в живописи, а затем в 1950 году в золоте и драгоценных камнях — привело к разделению мнений: с одной стороны — к одобрению и пониманию, а с другой — скептицизму и недоверию.

Сегодня в американских школах мои „мягкие часы“ показывают, как пророческое выражение текучести времени — неделимости времени и пространства. Скорость путешествие в наше время (космические полеты) подтверждает эту веру. Время не застывшее, оно текучее».

С. Дали, К. Алемани, брошь «Постоянство памяти», золото, бриллианты, эмаль, часы с механизмом Jaeger LeCoultre 426, 1949 г.

С. Дали, К. Алемани, «Дельфины и русалки», 1969 г.

С. Дали, К. Алемани, «Чаша жизни», золото, желтые бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, пяпис-лазурь, механизм, приводящий в движение крылья бабочек, 1963 г.

С. Дали, К. Алемани, «Психоделический цветок», золото, натуральные камни. Камни цветка: голубые – сапфир, шпинель, аквамарин; желтые – циркон; розовые – шпинель, гранат; красные – шпинель, гранат. Камни цветочного горшка: шпинели, необработанные кристаллы рубина, полированные пластины лазурита. Внутри горшка спрятан механизм, вращающий цветок.

Эти украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней, привезенных из Конго: изумруды, сапфиры, лазурит, малахит. Дали сам придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.

С. Дали, К. Алемани, «Pax Vobiscum», золото, бриллианты, кварц, живопись на дереве, 1968 г.

С. Дали, К. Алемани, «Свет Христа», 1953 г.

С. Дали, К. Алемани, «Крест ангела» с движущимся механизмом, 1960 г.

Тема слона на длинных и тонких ногах-ходулях часто встречается в работах Дали. Прообразом послужил «слон Бернини» – статуя слона с обелиском на спине, установленная в Риме. Вот только слон Бернини имеет нормальные ноги, хотя и похож на поросенка, поскольку великий скульптор никогда не видел это животное и создавал монумент по описаниям очевидцев.

С. Дали, К. Алемани, «Космический слон», золото, природные изумруды, рубины, алмазы, на спине слона – полированный кристалл аквамарина, в основании – большой необработанный кристалл аквамарина, часы с механизмом Omega, 1961 г.

С. Дали, «Королевское сердце» с пульсирующей серединой, золото, рубины, сапфиры, изумруды, аквамарины, хризолит, гранаты, аметист, жемчуг, 1953 г. Это ювелирное изделие посвящено коронации Елизаветы II. В нем 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию, которая выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

— Что ты хочешь, сердце мое? Чего ты желаешь, сердце мое?
— Бьющееся сердце из рубина!
(Диалог Сальвадора Дали и Галы)

Текст: Лариса Ширяева. Фото: Игорь Ширяев. Испания, Фигерас.

Источник

2130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...